Родоначальник современной парфюмерии

Родоначальник современной парфюмерии
Дилетант, уловив аромат, исходящий от старомодного прямоугольного флакона «Леку», либо скажет: «На любителя!», - либо потеряет от них голову раз и навсегда. Скорее всего он не знает, что держит в руках духи, появившиеся в XIX столетии и до сих пор находящиеся в продаже. В 1889 году, который подарил миру Эйфелеву башню и кинопленку, произошла самая тихая в истории человечества революция — парфюмерная. С появлением «Леку» Эме Герлен ввел ароматное искусство в век модернизма.
Сегодня специалисты относят этот аромат, который без преувеличения можно считать родоначальником современной парфюмерии, к полу восточным и папоротниковым. А тогда, в позапрошлом веке, мир был настолько потрясен, что никакого названия для запаха подобрать не смог, говоря об этих духах просто «новые». В сменяющие друг друга ноты аромата парижане вслушивались, будто в ошеломляющую симфонию, вдруг донесшуюся с других планет. Оглушающий взрыв цитрусовой свежести оборачивался дурманящим запахом свежескошенного сена, словно по волшебству превращающегося в смесь роз и жасмина, а потом оставляющего после себя чувственное благоухание сандала. До сих пор светская публика источала лишь запахи роз, лаванды или фиалок. Духи включали в себя не больше одной цветочной ноты, в честь нее и назывались. Ими душили платочки, веера, тело же должно было пахнуть исключительно чистотой. И вдруг - «Jicky», распускающиеся на коже, подобно диковинному цветку, всякий раз по-разному.
Эме Герлен первым сумел нарисовать целое благоуханное полотно, используя для него как природные, так и синтетические запахи. Коктейль до сих пор неслыханный, хотя умельцы создавать из ароматов картины находились и раньше. Например, основатель Дома Guerlain и династии парфюмеров в пяти поколениях Франсуа-Паскаль Герлен. Еще в начале XIX века в его магазинчике на улице Риволи можно было заказать в подарок дамам их любимый запах, помещенный в дорогую упаковку из опала, янтаря, а то и золота. Бальзак, когда писал роман «Цезарь», для вдохновения приобрел здесь особую туалетную воду. А Наполеон III преподнес на свадьбу своей невесте, рыжеволосой красавице Евгении, еще один шедевр Герлена — одеколон «Imperiale» (духов как таковых тогда еще не существовало). Император сам пользовался ими, посещая апартаменты супруги. Так «Imperiale» стал первым в мире ароматом унисекс.
Что до «Jicky», то они изначально были предназначены как раз для мужчин, но, естественно, парижанки не могли пройти мимо такого чуда. Смущаясь, они прятали в сумочки прямоугольные флакончики духов, так потрясающе оттеняющих их элегантно-смелую красу. Со временем Эме Герлен даже изменил форму флаконов сделав ее более округлой и женственной. Возможно, именно тогда у него родилась идея взглянуть на духи как на целостное произведение искусства с единым образом аромата, его имени и флакона. Для современной парфюмерии такой подход традиционен, а тогда был революционным.
Сегодня в каждом приличном магазине консультант поведает вам историю, связанную с дорогим ароматом. Можно купить уверенность в себе, чуточку романтических воспоминаний или простительную взбалмошность. То, что неосязаемые материи упакованы в стеклянные флаконы и имеют конкретную цену, нынче никого не удивляет. А первой героиней парфюмерной легенды стала в 1900 году безызвестная Розин. Духи «Вот почему я любил Розин» («Voila pourquoi jaimais, Rosine») с букетом шелковых бегоний на колпачке буквально обворожили публику. Сердце сжималось от прикосновения к сладкой тайне чужой любви, надежды на собственное счастье... Покупатель смел только догадываться, кто такая Розин, о она значит для Герлена и при чем здесь бегонии... С тех пор о каждом шедевре Дома можно было написать целую книгу. «Mitsuko» появились в память о японке, влюбившейся в британского офицера во время русско-японской войны. «Shalimar» — название сада любви, примыкающего к Тадж-Махалу, мавзолею любимой жены индийского султана. «Vol de nuit» («Ночной полет») возник в честь романа Сент-Экзюпери... Существует история и о духах «Jicky», о которых, собственно, мы и ведем сегодня речь. Только она - не выдумка, она - быль. Когда стареющий Пьер Герлен понял, что не может больше управлять фамильным предприятием, он позвал на помощь сыновей — Эме и Габриэля. Эме не сразу откликнулся на зов родителя: уж очень не хотелось покидать юноше Лондон, где учился. И не науки, конечно, были причиной: Эме влюбился. Поняв, что надо уезжать, он отправился к родителям избранницы просить ее руки и сердца, но был отвергнут. Эме на всю жизнь остался холостяком, а нерастраченную любовь и нежность вложил в создание духов. Как звали ту девушку, вы, наверное, уже догадываетесь. Ее звали Джики.